Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Турция: простить нельзя наказать

Атака турецкими истребителями двух российских штурмовиков Су-24, закончившаяся гибелью наших - пилота и морского пехотинца из спасательной команды, а также сразу двух единиц техники, самолета и «вертушки» - событие, безусловно, трагическое. И, столь же безусловно, требующее адекватного ответа.
Сколь жестким он может быть? И отвечает ли эта жесткость ожиданиям «штурмовых батальонов интернет-воинов» и тех «профессиональных патриотов», которые мучения от собственных комплексов и амбиций принимают за «страдания о судьбах Отечества»? Не забывая при этом подсчитывать, насколько повысят оплату за лишний децибел истеричного крика… У нас впереди нелегкий разговор, читатель. Но без него не обойтись. Поэтому предлагаю заранее простить друг другу полемичность задора и излишние эмоции в высказываниях. Поскольку важнее сейчас понять, где лежат границы возможного, и что в заявлениях представителей российской элиты – правда, а что – неудержимое желание поспекулировать на том, что у нас еще не облагается налогом – на патриотизме.




На высоте оказались наши военные. Лишь они в кратчайший срок, прошедший с момента трагических событий сумели подготовить и обосновать в администрации Президента России адекватный и вполне реализуемый план военных мероприятий, который с одной стороны – увеличивает безопасность нашего контингента в Сирии, а с другой – позволяет наращивать эффективность российского присутствия в стране.
Что примечательно, план этот не слишком дорогостоящий и, что самое в нем изящное, не вызовет особых возражений у тех же турок, которые сейчас тоже весьма озабочены тем, как выйти из сложившейся ситуации без особого ущерба для себя и своих отношений с Москвой. «У нас нет намерения усложнять и напрягать отношения с Российской Федерацией, и не может быть. Россия - наш друг и сосед. Отношения между сильными странами не могут быть принесены в жертву происшествиям. Российская Федерация является нашим важным партнером и находится во главе списка стран, отношениям с которыми мы придаем важное значение в течение последних 13 лет», - сказал два дня назад в выступлении для «своих», для «внутреннего круга» премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. И эти «свои», фракция правящей Партии справедливости и развития в турецком парламенте, вполне с ним согласились.

Так вот, что качается нашего военного ответа. Спустя шесть часов после атаки нашего штурмовика представитель Генштаба РФ заявил, что «контакты с Турцией по военной линии будут прекращены». Напомню, что до этого Россия поставляла в Турцию противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», вертолеты Ми-17 и бронетранспортеры. А корпорация «Росвооружение» сообщала об интересе Турции к российской системе противовоздушной обороны большой дальности «Антей-2500». Впрочем, Анкара как рынок сбыта нашего оружия никогда особого значения не имела, поэтому данное заявление вполне можно отнести к «цветочкам», за которыми наступает время «ягодок». Сорта С-400, зенитно-ракетный комплекс «Триумф», который будет размещен на базе в Латакии и напрочь перекроит возможность удара по ней с воздуха.

Сообщив об этом представители российского министерства обороны, вполне себе обладающие тем самым специфичным чувством, которое называется «армейский юмор», сделав честные глаза заверили почтенную публику, что «четырехсотые» - это всего лишь такой психологический фактор, и до их боевого применения дело вряд ли дойдет. Ну, разумеется, если турецкие самолеты «по неосторожности» не окажутся в зоне, контролируемой сирийскими военными. Такая вот «триумфальная психотерапия».

Кроме того, Россия также заявила, что продолжит полеты своих самолетов вдоль турецкой границы, только теперь наши бомбардировщики будут сопровождаться истребителями. Так сказать, по принципу «на вышнюю милость надейся, а ишака привязывай». Сочетание истребительного сопровождения наших бомберов с возможностями «четырехсотых» и ПВО крейсера «Москва» заставит пилотов ВВС Турции неоднократно подумать - стоит или нет не то что пускать ракету, но и даже брать российские цели на прицел.

И в качестве завершающего штриха, кислой оливки на торт для турецкой авиации и всем, ей сочувствующим, российская сторона объявила, что рассматривает возможность увеличения состава российской авиагруппы в Сирии еще на 10–12 машин, чтобы каждый взлетающий из Хмеймима Су-24М и Су-34 работал по целям в паре с Су-27СМ или Су-30СМ.

Как видим – дешево, сердито, и вполне позволяет решить важнейшую стратегическую задачу – перекрыть сирийско-турецкую границу. Как пояснил Сергей Лавров, «многие говорят, что, перекрыв эту границу, мы, по сути дела, прекратим, пресечем террористическую угрозу в Сирии». Поскольку Эрдоган закрывает глаза на проникновение на территорию Сирии через Турцию радикальных исламистских боевиков. И если бы этого не было, то сирийские войска давно бы овладели Алеппо, вторым по значению городом страны, в аккурат возле этой границы и расположенного.

Собственно, на этом четкость и адекватность нашего ответа Анкаре и заканчивается. Поскольку заканчивается зона ответственности военных и начинаются сферы экономики и политики, в которой безальтернативно лидируют либо «лучшие либертарианцы и банкиры всех времен и народов», либо энциклопедисты-эксперты. Энциклопедисты не в смысле универсальности и широты знаний, а в смысле того, что все эти знания у них либо из не к ночи будь помянутой википедии, либо из столь же фундаментальных изданий вроде «Международные отношения для чайников» или «Геополитика в самом кратком изложении с картинками».

Так, в этом сообществе всерьез обсуждается вопрос о поставке оружия курдским группам, связанным с леворадикальной Рабочей партией Курдистана (РПК), с которой у России есть неформальные связи. В аккурат тот случай, когда лекарство хуже болезни. Мало того, с учетом игры на поле курдских группировок Вашингтона, существует серьезная вероятность того, что эти «союзники» Москву попросту «разведут», да еще втравят в авантюру, от которой не отмоемся. Впрочем, авторы этой идеи уверены, что их природное обаяние и красноречие напрочь перешибет влияние в этих группировках США и лично «Обамы-обезьяны», а потому с жаром убеждают в успешности данного проекта собратьев по разуму.

Те, впрочем, не отстают в креативности и выдвигают встречные масштабные инициативы. К примеру – в полной мере использовать против Эрдогана «мягкую силу», некую волшебную субстанцию, которую они так и не смогли реализовать даже на постсоветском пространстве, в тепличных, по сути, условиях. «Но вот в Турции она полностью сработает, мандатом клянемся», - заверяют эти люди, понятия не имеющие о политических раскладах в Анкаре, а страну видевшие только из окна автомобиля, везшего их из аэропорта на какую-нибудь пафосную межпарламентскую тусовку.

Креатив, словом, бьет фонтаном. Есть, например, и такие, кто предлагает принять законопроект об ответственности Турции за непризнание геноцида армянского населения. Московские эксперты, правда, меланхолично замечают, что хотя вероятность прохождения этого законопроекта не велика, но «нужный информационный фон в антитурецких настроениях он создаст». Словом, «не догоним, но согреемся». Тогда уж давайте точнее – «нагреемся», поскольку дивиденды от этого сомнительного шага получат только идейные вдохновители этого проекта, а не внешняя политика России.

И уж совсем экзотикой выглядят предложения оказать давление на президента Турции через международные правозащитные организации, недовольные политикой Эрдогана в отношении прессы и гражданских активистов. Как ни странно, вот авторам этой идеи вполне можно было бы дать попробовать ее реализовать. И не в ожидании результата, а чтобы понаблюдать за приемом, который им окажут в этих конторах, еще вчера как клеймимых в Москве «наймитами американского империализма», так и клеймящих по сей день российские власти ровно за то, в чем они обвиняют Эрдогана.

В торгово-экономических связях – и того забавнее, за что мы все должны быть благодарны «мудрой стратегии» либертарианцев из правительства. Турция — пятый по величине торговый партнер России с долей в 4,6% от всей российской торговли с внешним миром. По этому показателю Турция уступает только Китаю, Германии, Нидерландам и Италии, зато превосходит Белоруссию и Казахстан, партнеров Москвы по Евразийскому экономическому союзу. Взаимная торговля между Турцией и Россией составляет свыше $30 миллиардов в год и более $2 миллиардов взаимных накопленных инвестиций.

Еще два месяца назад, когда президент Эрдоган приезжал в Москву, он заявил президенту России Владимиру Путину, что товарооборот России и Турции к 2023 году должен достичь $100 млрд.

В марте нынешнего года заместитель министра экономики Турции Йылдырым говорил, что на повестке дня стоит вопрос о зоне свободной торговли между Россией и Турцией. А всего месяц назад министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что Россия и Турция готовят соглашение о зоне свободной торговли в сфере услуг и инвестиций.
Все, что экономический блок правительства рассказывал нам про импортозамещение – оказалось откровенным блефом! Импорт из Турции представляет собой довольно диверсифицированную корзину товаров массового потребления, лишение которой на фоне ухудшающегося положения экономики России вызовет недовольство населения, особенно – среднего класса в крупных городах.

Многие представители той же российской строительной отрасли как были, так и остаются завязаны на турецкие товары, и перестройка связей, поиск новых поставщиков будут для них крайне болезненной потерей.

Если судьба газопровода «Турецкий поток» не слишком волнует российское руководство, так как изначально было ясно, что пафоса в этом проекте больше, чем реальных возможностей, то вопрос о судьбе атомной электростанции на юге Турции стоимостью в 20 миллиардов долларов вызывает куда большее опасение. Если из-за политических проблем в отношениях Москвы и Анкары ее строительство сорвется, то «Росатом» потеряет уже вложенные 3 миллиарда долларов.

Есть еще и продовольственный вопрос. Анкара нарастила в этом году экспорт в Россию овощей и фруктов в объеме свыше 840 тысяч тонн. Кроме того, Турция предлагает дешевую мясную, молочную продукцию, рыбу и яйца в обмен на российское зерно. Немаловажно и то, что из-за провалов в развитии экономики Крыма, этот регион России теперь наладил поставку продуктов питания напрямую из Турции, и отказ от этих поставок будет воспринят населением Крыма крайне болезненно. Особенно сейчас, когда российские чиновники по сути провалили программу подключения нового российского региона к российским же электросетям, поставив его в зависимость от Украины.

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, Россия при необходимости сможет заместить импорт овощей из Турции поставками из других стран. «На долю турецких овощей приходится 20% от общего объема поставок овощей в Россию. Импорт овощей, в первую очередь помидоров, мы заместим из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана и Узбекистана», - сказал он. Однако, у российских бизнесменов и населения его слова не вызвали никакого доверия. Эксперты по экономике тут же напомнили, что министерство сельского хозяйства уже с треском провалило программу закупок сельскохозяйственной продукции из Ирана в начале этого года, которая позволила бы снизить цены в магазинах. Кроме того, с новыми поставщиками еще предстоит заключать договора, оформлять лицензии и сертификаты, регулировать отношения – а это потребует времени, за которое цены, накануне празднования нового года, скакнут еще выше.

Да, турецкая атака требует адекватного ответа. Да, Россия должна выжать из ситуации максимум возможного. Вот только когда дошло до дела – то «экономический блок», все эти набиулины, улюкаевы и прочие силуановы, все эти говоруны-затейники из «политической элиты» вновь показали свою недееспособность четко и жестко действовать на благо России в кризисной ситуации. Поэтому решение об ответе Турции должно исходить не под влиянием наигранных эмоций, а из четкого понимания ограниченности наших возможностей на сегодняшний день. Которые прозападные элиты продолжают обгрызать ежечасно…